Ассоциация «Народный Фермер» продолжает отстаивать интересы отечественной селекции и семеноводства - в ТПП РФ прошёл круглый стол «Развитие отечественной селекции и локализация производства семян иностранной селекции в РФ»
С 1 сентября 2023 года вступает в силу новый федеральный закон «О семеноводстве» и сейчас идёт процесс принятия подзаконных актов, необходимых для его реализации и конкретизирующих отдельные его положения.
Прошедшее 28 апреля мероприятие в
Торгово-промышленной палате было посвящено обсуждению одного из таких актов – проекту постановления Правительства РФ «Об отверждении Правил локализации производства семян сельскохозяйственных растений». Модерировал встречу П.А. Чекмарёв – председатель Комитета по развитию агропромышленного комплекса ТПП РФ.
Представители Ассоциации -
К.С. Юров, председатель Ассоциации «Народный фермер Кубани» и к.с.-х.н. А.Ю. Барбарицкий, руководитель Совета по селекции и семеноводству выступили с докладами. В мероприятии также приняли участие представители профильных аграрных объединений, таких как Российский зерновой союз, Картофельный Союз, Союз производителей ягод, Союзкрахмал, а также представители ряда научных бюджетных учреждений и частных российских селекционных компаний.
Участники мероприятия оказались едины во мнении о том, что локализация на территории России селекции и производства, как средство ухода от импортозависимости, – мера необходимая, особенно с учетом сложившихся экономических и геополитических условий, однако предлагаемые к утверждению правила и условия этой локализации у всех участников круглого стола вызывают опасения.
В частности, А.Ю. Барбарицким были названы наиболее сомнительные с точки воздействия на отрасль, положения, вышеназванного проекта постановления:
- обязательное участие научных и образовательных организаций в работе селекционеров и семеноводов – такое сотрудничество предполагает передачу в НИИ исходных линий, то есть результатов работы селекционных компаний, что создаёт риск нарушения их исключительных прав;
- обязательное наличие оборудования для молекулярно-генетических исследований – зачастую в таком оборудовании нет необходимости и его закупка (или аренда) будет являться излишней финансовой нагрузкой;
- обязательное наличие не менее двух земельных участков, расположенных на территории Российской Федерации, по различным регионам допуска – такое требование не обусловлено производственной необходимостью и представляется излишним.
Кроме этого А.Ю. Барбарицкий озвучил предложение по выведению российских селекционно-семеноводческих компаний из-под действия данных правил локализации – фактически они уже локализированы и в дополнительном регулировании нет необходимости.
К.С. Юров, поддержав озвученные предложения по корректировке конкретных норм проекта постановления, а так же предложил рассмотреть возможность изменения общего подхода к обеспечению процесса локализации - не вводить новые требования, а создавать преимущественно экономические стимулы для локализации семеноводства в России, такие как ввозные пошлины и субсидирование затрат на приобретение элитных семян, произведённых именно в России.
Также К.С. Юров обозначил риск возможного избирательного правоприменения правил локализации, в качестве примера привёл такие требования как необходимость направления производственного плана каждой селекционно-семеноводческой компании и и его утверждение в Минсельхозе, а так же требование о необходимости ведения разработок исключительно в рамках совместной деятельности с НИИ с государственным участием.
Среди концептуальных замечаний к закону «О семеноводстве», председатель «Народного фермера Кубани» назвал необходимость перехода к дифференцированному регулированию, предполагающему:
- раздельное регулирование селекции и семеноводства, как принципиально различных процессов;
- учет специфики различных сельскохозяйственных культур: зерновые и зернобобовые, масличные, овощные, плодовые и ягодные.
Кроме этого К.С Юров предложил реализовывать задачу развития российской селекции и семеноводства учитывая всю цепочку добавленной стоимости, - а это и подготовка специалистов и создание долгосрочных стимулов для их научной деятельности в России; и создание селекционных достижений в которых участвуют и частные селекционеры, и селекционные компании, и государственные НИИ; и семеноводство для которого необходим климат, изоляция, орошение и т.д.; и товарное производство в котором можно субсидировать именно семена, произведённые в России (сейчас при субсидировании не делается различия на семена произведённые в России или за рубежом, и не делается различия между достижениями российских селекционеров и иностранных); а так же доведение до конечного потребителя - поддерживать продукты из семян отечественной селекции.
В закон «О семеноводстве» необходимо вносить существенные корректировки.
Ассоциация настаивает на соблюдении разумного баланса между интересами государства и бизнеса и продолжит работу в целях уменьшения административной нагрузки и излишних требований к бизнесу.