В Кубанском государственном аграрном университете состоялся «Агрохакатон-2025», собравший более 80 студентов и преподавателей из 10 ведущих вузов Центрального, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
Цель хакатона — создание образовательных кейсов для агротехнологических классов, которые помогут школьникам познакомиться с современными практиками АПК через проектную деятельность. Проекты разрабатывались мультидисциплинарными командами, включавшими студентов разных направлений подготовки: от агрономии и пищевых технологий до цифровых платформ и инженерии.
Цель хакатона — создание образовательных кейсов для агротехнологических классов, которые помогут школьникам познакомиться с современными практиками АПК через проектную деятельность. Проекты разрабатывались мультидисциплинарными командами, включавшими студентов разных направлений подготовки: от агрономии и пищевых технологий до цифровых платформ и инженерии.
«Я давно мечтала запустить проектный трек для школьников. Хакатон дал возможность не просто поработать над этим, но и обсудить идеи с экспертами, которые реально внедряют образовательные технологии в агросферу», — отметила Екатерина Костенко, магистрант Института цифровой экономики и инноваций КубГАУ.
Студенты проектировали модели образовательных решений. Команда КубГАУ разработала кейс «Гидропонная клубника», который позволяет школьникам примерить на себя роли агронома, агрохимика, инженера, эколога и SMM-специалиста. По сценарию, школьники 9-11 классов проектируют и собирают установку для выращивания ягод с элементами автоматизации, датчиками влажности и температурного контроля, ведут блог об опытах, анализируют результаты и защищают проект.
«Работа была напряженной, но интересной. Мы совместно с педагогами и экспертами структурировали задания так, чтобы школьники могли действительно разобраться в процессах и попробовать себя в практической роли», — пояснил Никита Горшалев, магистрант факультета пищевых производств и биотехнологий КубГАУ.
Команда Ставропольского ГАУ предложила формат «Агромарафона» — межшкольного соревнования по выращиванию томатов в условиях контролируемой среды. Участники используют IoT-датчики, фиксируют результаты, создают видеоролики, делают выводы на основе Big Data.
«Мы хотим, чтобы школьники не просто что-то сажали, а учились интерпретировать данные и превращать аграрный процесс в осознанную технологию», — прокомментировал Даниил Яшкин, один из авторов проекта команды СтГАУ.
Образовательный кейс студентов Кубанского государственного университета направлен на решение реальной агрономической проблемы — загрязнение поля остатками гербицидов и поиск экологически безопасного решения. Команда предложила интегрированную модель школьного кейса, где участники разделяются на два блока: инженерный и агрономический. Пока одни учащиеся самостоятельно собирают дрон, способный распылять жидкие препараты по заданной программе, другие с помощью цифрового симулятора подбирают биологически безопасный антидот, нейтрализующий гербицидное загрязнение.
«При идеальном выполнении данного кейса дрон, созданный школьниками- «инженерами», распыляет на заданном участке антидот, созданный школьниками-«химиками», — сообщил Давид Никитин, участник команды КубГУ.
Проект «Умный полив» от Донского государственного технического университета направлен на решение проблемы дефицита воды. Школьники анализируют испаряемость, строят карты водопотребления и создают систему автоматического полива.
«Важно не просто научить агронаукам, а вовлечь в поиск инженерных решений. Школьники вникают, анализируют, творчески подходят к делу», – пояснила Полина Дубницкая, участник команды ДГТУ.
Ключевая особенность «Агрохакатона-2025» — активное участие учителей агротехклассов. Они выступали не только как наставники, но и как заказчики, помогая студентам создавать задания, которые можно внедрять в школьную практику.
В период конкурса состоялся и круглый стол, на котором педагоги обсудили наиболее актуальные вопросы в сфере агрообразования, в том числе повышение престижа профессий в АПК, наиболее эффективные форматы профориентации, взаимодействие школ с университетами и профильными министерствами и другие темы. Участники пришли к единому мнению: будущее агрообразования — в тесной интеграции школы, вуза и бизнеса, а подобные мероприятия, как хакатоны, — реальный шаг к этому.
В период конкурса состоялся и круглый стол, на котором педагоги обсудили наиболее актуальные вопросы в сфере агрообразования, в том числе повышение престижа профессий в АПК, наиболее эффективные форматы профориентации, взаимодействие школ с университетами и профильными министерствами и другие темы. Участники пришли к единому мнению: будущее агрообразования — в тесной интеграции школы, вуза и бизнеса, а подобные мероприятия, как хакатоны, — реальный шаг к этому.
«Для нас это не просто участие, это соавторство. Мы формулировали задачи, проверяли реалистичность подходов, думали о том, как адаптировать методику под возраст школьников. Такие мероприятия создают мост между университетом и школой», — поделилась Кристина Алтухова, педагог агротехклассов Краснодарского края.
Проекты оценивались по различным критериям: актуальность, оригинальность, методическая проработка и возможность практического внедрения. В итоге первое место заняла команда Кубанского ГАУ с проектом «Гидропонная клубника», второе и третье места у КубГУ и ДГТУ соответственно.
«Агрохакатон стал реальной точкой пересечения школ, вузов и профессионалов. Мы увидели, что молодежь способна создавать такие инструменты, которые можно взять и внедрить завтра», — прокомментировал Олег Сирота, председатель совета Ассоциации «Народный фермер», куратор конкурса.
«Агрохакатон показал: молодёжь не только готова решать задачи АПК, но и может проектировать будущее сельского образования уже сейчас. Очень вдохновляют такие форматы: здесь действительно происходит обмен опытом на равных. Так рождаются идеи для образования будущего, а к нам приходит понимание, как его строить», — подчеркнула Анна Корпен, заместитель директора Научного центра изучения проблем сельских территорий Минсельхоза России.
«Это была отличная идея — включить молодежь, которая уже учится в вузах, в создание образовательных кейсов для школьных программ. И «Агрохакатон-2025» подтвердил, что это был правильный выбор. Проекты ребят действительно актуальны и интересны, причем не только для подрастающего поколения, а главное, их не так сложно реализовать в рамках школьной программы», — заявил Александр Трубилин, ректор Кубанского ГАУ.
Призовой фонд составил 500 тыс. рублей. Победившие команды смогут запустить свои идеи в агротехклассах Краснодарского края.
Организаторы «Агрохакатона-2025» — Минсельхоз России, Ассоциация «Народный фермер» и Кубанский государственный аграрный университет.
Организаторы «Агрохакатона-2025» — Минсельхоз России, Ассоциация «Народный фермер» и Кубанский государственный аграрный университет.